Уважаемые читатели, Вы можете также выслать нам свой объект для бренд-экспертизы,

условия здесь.

 


Колонка Бренд-эксперта: вопросы, комментарии, общение!



Реклама




23.07.2013

Логотипы для Днепропетровска

Вопрос прислал Игорь
Олег, очень интересует ваше мнение по новым логотипам для Днепропетровска. Вот здесь проходит обсуждение этого проекта. С уважением, постоянный читатель вашего бренд-эксперта Игорь.

Ответ дает Олег Сибиряков

Спасибо за вопрос, Игорь! Очень прошу Вас (и всех других дорогих читателей) в следующий раз прислать что-нибудь, что можно похвалить, ок? Итак, конкурс на логотип для Днепропетровска. Очередной. Цитирую информацию с сайта gorod.dp.ua:

«Дизайнеры и психологи полгода работали над разработкой логотипа Днепропетровска. Экспертные и фокус-группы остановились на четырех вариантах бренда нашего города, из которых и предстоит выбрать логотип, который будет презентовать наш город...

При разработке логотипа и слогана города психологи и дизайнеры опирались на проводимые ранее опросы. Так пользователи городского сайта ассоциируют наш город с сине-зелено-голубой гаммой. Психологов такой выбор пользователей немного насторожил, ведь синий цвет означает желание стабильности, а зеленый – одновременно цвет успокоения и безнадежности. Вместе с тем, многие люди тяготеют к ярким краскам, в частности, к малиновому, который дает энергию, поэтому наряду с сине-зеленой гаммой некоторые дизайнеры постарались внести в логотип жизнеутверждающие яркие краски.

Все свои предложения дизайнеры выносили на обсуждение общественных организаций, депутатов, маркетологов, специалистов в сфере продвижения. В итоге из множества вариантов остановились на четырех, из которых горожанам и предстоит выбрать логотип и слоган Днепропетровска...

Его будут рисовать дети в школах, параллельно изучая, что же символизирует этот логотип...
Главная цель проекта - создать в городе прозрачную, благоприятную инвестиционную среду через разработку маркетингово-инвестиционной стратегии и сформировать имидж города как финансово-делового центра, комфортного для жизни и ведения бизнеса.
»

Извините за длинную цитату. Ее мы разберем отдельно.

Первое, что бросается в глаза: по сути нам предлагают выбор без выбора. Один вариант написания слова Днепропетровск, один шрифт для слогана, везде присутствует ракета... и самое печальное - очень похоже на то, что все варианты созданы одним человеком (или одной группой людей). В конкурсе на символ города так быть не должно; по крайней мере должны предлагаться различные стилевые решения. А сейчас это напоминает ситуацию: «Вам костюм "Дубок", "Ясень" или "Тополек"?» Вы уверены, что мне нужен костюм ТОЛЬКО от ЧП Вася Пупченко? Я хотел бы выбирать между ним и костюмами от Brioni, Baumler, Armani, Воронина, в конце концов. И я считаю, что город достоин лучшего выбора. Пусть он красуется в шикарном Ermenegildo Zegna, если это делает его неотразимым!

Рассмотрев варианты внимательнее мы понимаем, что по сути концепций не четыре, а ДВЕ: а) стилизованная буква Д с ракетой и б) знаковые сооружения города с ракетой (в одном и том же месте над башнями). Сомнения в «полгоде работы» и серьезности конкурса вызывает факт, что дизайнер поленился нарисовать РАЗНЫЕ изображения не только башен (2 и 4), но и ракет (1,2,4), и С-образного элемента (2,3). На создание и доработку всех четырех подобных вариантов у дизайнера средней руки уходит обычно пара-тройка дней, у ленивого - неделя. Можно посмотреть на варианты, которые не прошли? :)

Разберем две данных концепции подробнее:

Стилизованная буква Д с ракетой. О чем говорят нам эти логотипы? Город на Д, из которого запускают ракеты. Использование в качестве основы логотипа заглавной буквы - если в нее не заложен дополнительный смысл - обычно является признаком отсутствия идей. Есть ли идеи в вариантах 1 и 3? Первый - нечто квадратное, основательное и стабильное... но ничего определенного кроме латинской D не читается. Данный логотип содержит в себе негармонично разные по весу элементы и чудовищные искажения, образующие траекторию полета ракеты (при уменьшении мелкие детали потеряются или превратятся в «непойми что»). Форма цветовых пятен случайна и не говорит ни о чем.

Буква Д из варианта 3 образована траекторией полета, несколько похожей на недавний старт Протона. Кто не видел, сообщаю: это плохая траектория для ракеты. И «Д» здесь угадывается с трудом - ее вполне можно прочитать как прописную «Р». СД? СР? Цветовое решение отвратительно - ну зачем запихивать в лого все цвета радуги, еще и подобным образом? И как это потом напечатать - на сувенирных ручках, скажем?

Вторая концепция, знаковые сооружения города с ракетой. О чем нам говорят эти знаки? Из Днепропетровска запускают ракеты. Но Днепропетровск ли это? Не факт: у нас Мерефо-Херсонский мост расположен не там, да и солнце Днепростали находится в другом месте относительно Башен. Вариант 2 перегружен деталями и символами, превращающими его в кашу-размазню. И тут тоже налицо все цвета радуги (или гейского флага?) :)

Поскольку изображение достопримечательностей на варианте 4 полностью совпадает с вариантом 2, здесь те же проблемы с географией. Но вариант 4 выглядит аккуратнее. Тем не менее при уменьшении (на той же сувенирной ручке) все тоже превратится в неразборчивую кашу.

А теперь вопрос: как все эти варианты помогут добиться обозначенной цели «сформировать имидж города как финансово-делового центра, комфортного для жизни и ведения бизнеса»?

И какой фирменный стиль можно выстроить на их основе?

Хочу также обратить внимание на еще один важный момент: в курсе ли автор(ы) знаков 2 и 4, что образ Башен является объектом авторского права и его использование должно сопровождаться предварительным письменным согласием автора (правонаследников) или выплатой роялти в течение 70 лет после его смерти? Согласно действующего Закона Украины. Приведу пример - скульптор Бородай, автор скульптурной композиции «Кий, Щек, Хорив и Лыбедь», судился с Нацбанком Украины и многими производителями по поводу нарушений при использовании этого образа. 

Далее я перечислю основные признаки хорошего логотипа:

1. Ясная, понятная, интересная идея и композиция. Логотип - графическая квитэссенция создаваемого образа. Смысл должен быть очевиден (если нет задачи скрытого послания).
2. Простота. Чем больше деталей содержит логотип, тем труднее сконцентрировать на нем внимание, и понять его.
3. Логотип должен хорошо запоминаться.
4. Универсальность - логотип должен смотреться и воспроизводиться в любом размере, на любом предполагаемом носителе, в том числе в условиях ограниченных возможностей печати.
5. Если логотип делается надолго, он не должен быть модным. Любые остромодные приемы и фишки сегодня сделают его неактуальным и устаревшим завтра.

Все предлагаемые варианты не проходят через фильтр этих признаков.

О создании этих логотипов (цитата выше)

Прочитав текст о том, как создавался логотип, легко убедиться, что работа велась изначально неправильно и непрофессионально. Например: дизайнеры и психологи опирались на опрос - с какими цветами ассоциируют наш город жители? Это в корне неверный подход. Опросите школьников, какой они видят свою школу, и большинство вам честно признается: скучной, серой и неинтересной. Но это не означает, что логотип школы нужно делать скучным, серым и неинтересным. Задача дизайнеров и рекламистов - СОЗДАТЬ новый, интересный, привлекательный образ. Поэтому правильно идти от обратного: сперва заложить эмоции, потом - визуальные образы и символы, а уж потом подбирать цвета, которые лучше всего передадут данные эмоции в рамках выбранных образов и символов.

Что насторожило психологов? «Синий цвет означает желание стабильности, а зеленый – одновременно цвет успокоения и безнадежности». При этом профессиональные психологи совершенно не озаботились контекстом применения цвета (зеленое дерево это здорово, а зеленая колбаса - ужасно).

Поэтому «наряду с сине-зеленой гаммой некоторые дизайнеры постарались внести в логотип жизнеутверждающие яркие краски», превратив логотип в петушиный хвост.

Исходя из вышеперечисленного - я не понимаю, чем занимались ПОЛГОДА все эти люди, если при этом были упущены из виду самые базовые вещи, и были допущены ошибки уровня студентов-практикантов. На обсуждение каких маркетологов, экспертов и специалистов продвижения выносились варианты и как они могли пройти отбор? Ну ладно депутаты и общественные организации, это все же не их специализация.

Нам пишут, что «его будут рисовать дети в школах, параллельно изучая, что же символизирует этот логотип». Если, не дай Б-г, выберут вариант 2 или 4, как учителю объяснить детям расположение Башен, моста и Днепростали? Или траекторию ракеты из 3-го? А что означает 1-й? В описаниях сказано много, но большая часть этих текстов является ничем не подкрепленной декларацией (как в сказке «Новое платье короля»). 

Краткое резюме: Я не устаю удивляться, как в современной Украине проводятся подобные конкурсы, вследствие чего выбираются убогие символы. Это профанация дизайна. На дворе 21-й век, а у нас то «Спрытко и Гарнюня» объявится, то «Магнит», то «новый герб Украины». И даже не вопрос в деньгах, которые при этом тратятся на туфту. Хуже всего, что в результате подобных конкурсов Украина получает неправильный импульс и энергетику, а символы не вдохновляют, а расстраивают.

Все варианты логотипов из Вашего вопроса - не выше, чем на троечку с минусом (и то из жалости: ведь какие-то, но есть). Они скучны, неинтересны, непрактичны, содержат разнородные элементы, негармоничны, многие излишне усложнены. Даже логотипы из проекта 2015.dp.ua были куда более интересными, хоть и неидеальными. А символ города должен быть на уверенную пятерку, желательно с плюсом. 

Что должно в нашем случае сделать ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ жюри? Сообщить, что победителя нет. И продолжить принимать новые работы. Или пусть организаторы обратятся в хорошее, пусть даже дорогое агентство.

Агентство «Ледокол» не принимает никаких претензий, связанных с публикацией на своем сайте материалов, которые нам присылают по электронной почте, так как мы подразумеваем, что эти материалы присылают нам лица, обладающие всеми необходимыми правами на эти материалы и не нарушающие прав третьих лиц. Сам факт отправки нам любых материалов по электронной почте подразумевает Ваше полное согласие с их возможной публикацией на нашем сайте и отказ от любых претензий, с этим связанных. Обзоры в разделе «Бренд-эксперт» являются субъективными мнениями специалистов агентства «Ледокол». Если Вы хотите процитировать любую информацию с нашего сайта, ссылка на сайт ledokol.com.ua обязательна. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы или изображения, размещение которых на Ваш взгляд нарушает чьи-либо права, дайте нам об этом знать незамедлительно - в случае подтверждения информации все они будут удалены.
 >>
1 [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20]

Rambler's Top100 Электронный Бизнес-Каталог Spravka.ua