«Компания «Вимм-Билль-Данн» выражает благодарность и награждает почетной грамотой Олега Сибирякова и коллектив ООО «Лук енд Бай» (агентство «Ледокол») по итогам работы за 2009 год. За разработанные концепты дизайнов ТМ «Смачненька», проявленную опеативность и креатив, присуждает первое место в номинации «Объем и качество работы». Желаем дальнейшего процветания и творческого вдохновения.»

В.В. Томащук
начальник отдела маркетинга «Вимм-Билль-Данн Украина»

Прочитать отзывы Клиентов


14.08.2009

Тенденции упаковочной отрасли в период кризиса

Тенденции упаковочной отрасли в период кризиса
статья опубликована в журнале FOOD.UA 

Нынче суровые времена, что конечно же сказывается на украинском рынке упаковки. В той или иной степени экономический кризис отразился практически на каждом предприятии. В данной статье мы попытаемся осветить основные тененции упаковочной отрасли Украины в 2009 году.

Данный обзор – исследование прошлых 12 месяцев, и предполагает определенный прогноз на базе имеющихся у нас данных. Будущее строится на прошлом, многие явления инерционны. Так что импульс, заданный сегодня, отразится на событиях ближайшего будущего. Итак, рассмотрим основые тенденции украинской упаковочной отрасли, большинство из которых можно свести к формуле: «экономить, экономить, экономить».

Снижение объемов производства и продаж
В целом мы можем наблюдать достаточно серьезный спад производства практически во всех направлениях упаковочной отрасли. Это безусловно связано с падением спроса со стороны конечных потребителей. Но структура рынка весьма неоднородна. Наиболшее падение наблюдается в премиум-сегменте и для продуктов «средний плюс». Потребители стараются экономить там, где это возможно, в результате чего отказываются от дорогих продуктов в пользу более дешевых, а также сокращают потребление товаров не первой необходимости. Тем не менее, продажи товаров «средний минус» и «минус» в целом практически не упали (в особенности для продуктов питания и товаров первой необходимости), а для некоторых позиций – даже выросли за счет изменения структуры потребления. Соответственно это отразилось на рынке упаковки – падение производства у предприятий, ориентированных на упаковку для недорогих продуктов, оказалось несущественным. А вот некоторые их коллеги, преимущественно выпускающие упаковку для премиум-продуктов, оказались в весьма затруднительном положении. В условиях сокращения количества заказов резко обострилась конкурентная борьба, что привело к закрытию целого ряда предприятий. Те, кто выжил, были вынуждены предлагать Заказчикам более интересные и выгодные условия как в ценообразовании так и в условиях оплаты.

Перераспределение рынка
Данная тенденция характерна как для прозводителей упаковки (в силу причин, указанных выше), так и для многих видов товаров и услуг. Пакет заказов предприятий-банкротов перераспределяется между уцелевшими, являясь этаким призом в конкурентной борьбе. Кроме того, ряд заказчиков упаковки меняют поставщиков на тех, кто предлагает продукт сходного качества, по более интересной цене или условиям оплаты. Вторая сила, влияющая на перераспределение рынка – отказ потребителей от импортных продуктов или импортного сырья для производства в пользу отечественных аналогов. Это связано с рядом факторов – от курсовой разницы (гривня к доллару или евро) до постановлений правительства Украины. К горю компаний, завязанных на импорте и определенной радости отечественных производителей. Данная тенденция будет прогнозируемо актуальной и в ближайшем будущем. Для украинских предприятий-«упаковщиков» эта тенденция может сыграть как в минус, так и в плюс – все-таки некоторые украинские Клиенты размещали заказы за рубежом – например, в России, Европе, Турции.

Материалы
Экономия. Многие Заказчики, стремясь по возможности сохранить цену своего товара на прежнем уровне, в последнее время выбирают более дешевые материалы для производства своей упаковки. Предпочтение отдается материалам менее престижным, менее качественным, от менее известного производителя, отечественным а не импортным (тому же Обуховскому картону). И, давайте будем честными, как ни удивительно – это практически не отражается на внешнем виде упаковки (для рядового потребителя)! Повод задуматься – а так ли уж плохо использовать дешевые материалы? Еще один очень важный момент – сокращение ассортиментного ряда материалов, которое все больше напоминает ситуацию с колбасой в советских магазинах: есть два недорогих сорта, а за изысками нужно ехать в Москву ☺. Поставщики завозят только самые популярные сорта картона, бумаги и т.д. Остальное – под заказ. Причем на складах все (и поставщики, и производители упаковки) держат только минимально необходимое количество материалов, чтобы не замораживать деньги. Кстати, данная тенденция дает возможность компаниям сделать свой бизнес более эффективным. Заказчикам упаковки необходимо учитывать эту тенденцию, и оформлять заказы с «запасом времени» – возможно, нужных материалов не окажется в наличии, и потребуется подождать, пока их закажут и привезут. А от использования некоторых экзотических материалов и вовсе лучше отказаться в пользу какой-либо доступной альтернативы – их поиск может превратиться в головную боль, а цена и сроки поставки – неприятно удивить.

Технологии
Экономия. По причине, описанной выше (сохранить цену продукта), очень многие Заказчики стараются избавиться от разнообразных «наворотов» - украшений и дополнительной отделки для упаковки: УФ-лакировки, тиснения и конгрева (по крайней мере, уменьшения их площади), вклейки окошек и т.п. Производителям упаковки необходимо учитывать эту тенденцию – удастся ли загрузить оборудование? Если нет – что делать? Данная тенденция скорее всего будет долгоиграющей. Впрочем, ряд Заказчиков ничего не меняли ни в технологиях, ни в материалах для производства упаковки. Как правило, это иностраные компании. Либо те, для которых отказ от определенной технологии приведет к резкому ухудшению внешнего вида изделия – в таких случаях есть выход в виде смены дизайна упаковки.

Оборудование
Тенденции таковы: очень мало компаний–производителей упаковки собираются приобретать новое оборудование. Новые технологии и оборудование интересуют производителя только с точки зрения экономии и оптимизации производства. С другой стороны – новшества и «навороты» практически не интересуют Заказчиков: они и так стараются экономить на всем, а уже имеющихся технологических возможностей упаковщиков более чем достаточно. Не забываем и о том, что получить кредит очень сложно. А с учетом того, что практически все оборудование – импортное, непредсказуемость курса гривни делает вероятность покупки еще меньшей.

Планирование
Огромное количество как потребителей, так и производителей упаковки перешли от долгосрочного планирования к краткосрочному. Несмотря на то, что годовые планы в общем-то существуют, люди как правило оперируют ближайшими перспективами. Следствие – большое количество заказов «с сегодня на завтра» и «понемногу», досталяющее массу хлопот производству. Но планировать что-то долгоиграющее в условиях непредсказуемости ситуации довольно сложно, и производители вынуждены мириться с этим.

Дизайн, брендинг
Множество производителей свернули программы вывода новых торговых марок, предпочитая обходиться имеющимися. Экономия на маркетинге приобрела неслыханный размах. При работе с дизайн-студиями и реламными агентствами предпочтение отдается относительно недорогим компаниям. Цены на разработку дизайна упаковки в долларовом эквиваленте снизились по сравнению с 2008-м годом. «Центр тяжести» работы дизайнеров сместился в область доработки и совершенствования имеющихся дизайнов, редизайн и рестайлинг. В условиях экономии на рекламе все большее количество компаний рассматривает упаковку своей продукции как основной рекламный носитель. Следствие – множество акций, рекламные сообщения и условия которых размещаются прямо на упаковке или этикетке.

Прогнозы
Делать догосрочные прогнозы в текущей ситуации – довольно сложно. Безусловно, предвидится сезонный рост осенью. Но насколько большим он будет – вопрос. Многие из компаний производителей упаковки оценивают март 2008 года как пик производства. Достичь этих показателей большинству компаний в ближайшем времени не удастся. Предполагаем определенный рост производства в 2010 году – скорее всего, можно будет выйти на показатели марта 2006 года. Кому-то повезет больше, кому-то – меньше. Слишком многое зависит от покупательской способности населения, которая восстановится только с выздоровлением украинской и мировой финансовой системы. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее – эти нелегкие времена не первые и не последние, и за падением всегда идет рост. Предлагаем придерживаться следующего правила: бизнес может быть медленным, но не должен быть унылым.

Владимир Климук

Олег Сибиряков

 

<< >>
[1] [2] [3] [4] [5] [6] 7 [8] [9] [10] [11] [12]

Rambler's Top100 Электронный Бизнес-Каталог Spravka.ua