Основные проблемы, возникающие при печати, и способы их решения
Уважаемые друзья и коллеги! Позвольте представить Вашему вниманию обзор основных проблем, возникающих в процессе изготовления упаковки и этикетки. Уверен – эта тема близка очень многим из Вас. Некоторые простейшие ошибки приводят к перепечатке тиража; каждая проблема выливается во вполне конкретные деньги и время, а также в нервы и конфликты, что негативно влияет на показатели Вашего бизнеса. Следуя моим рекомендациям, Вы сможете избежать множества неприятных ситуаций, сэкономить средства (иногда довольно значительные) и сохранить хорошее настроение.
Что такое упомянутые выше «проблемы»? Это несоответствие тех или иных характеристик, свойств и параметров этикетки / упаковки или тиража требуемым.
Почему мне можно верить? Я – Олег Сибиряков, директор рекламного агентства «Ледокол». В дизайне, полиграфии и рекламе непрерывно работаю с 1993 года. Имею два «красных» диплома – химика-аналитика (ДГУ) и дизайнера (ПГАСА); являюсь сертифицированным специалистом Gretag Macbeth (контроль качества печатной продукции) и Artwork Systems; прошел множество тренингов и мастер-классов у ведущих европейских и американских специалистов. Работал дизайнером; арт-директором; руководителем департамента дизайна и допечатной подготовки типографии «Печатный Двор» и завода картонной упаковки «Лунапак».
В процессе работы я видел множество ситуаций, доставлявших неприятности как Заказчику, так и производителю. Проанализировав эти ситуации, я сделал ряд выводов.
Итак, на мой взгляд, залогом качественного тиража этикетки / упаковки являются следующие факторы:
1) Профессионализм, надежность и порядочность Ваших подрядчиков
2) Ваша внимательность
3) Правильное распределение ответственности
4) Контроль Вами каждой стадии выполнения работ.
Допустим, Вы – Заказчик упаковки (этикетки). Вы не обязаны досконально знать все особенности технологических процессов разных допечатных, печатных, и постпечатных технологий: в этом Вы полагаетесь на своих подрядчиков. Рекомендую при выборе дизайн-студии, типографии или производителя упаковки руководствоваться не только ценовым предложением, но и опытом работы компании, ее репутацией и профессионализмом ее сотрудников. Что лучше – сперва сэкономить на дизайне 1000 долларов / 2 копейки на этикетке – а потом заплатить 10 000 долларов за перепечатку тиража по причине неопытности дизайнера или отсутствия качественного оборудования (толковых специалистов) в типографии? А ведь как правило именно поэтому их услуги стоят дешевле.
Далее – распределение ответственности. Внутреннее: в Вашей компании всегда должны быть конкретные люди, ответственные за утверждение дизайна; согласование всех надписей, кодов и обозначений; утверждение эталонного образца печати; согласование всех параметров этикетки/упаковки с технологами (размеры, вес, тип, плотность и другие необходимые свойства материала). Каждый из этих людей должен отчетливо понимать границы своей 100%-ной ответственности. Помните: у семи нянек дитя без глаза.
Внешняя ответственность определяется Договором, приложениями к нему и спецификациями. Шаблонный стандартный Договор даст Вам немного возможностей для разрешения спора «кто виноват в возникшей проблеме» (= кто заплатит за это?). Не поленитесь прописать: что именно считать браком. Кому принадлежат авторские права. Как быть в случае, если фактический тираж меньше или больше оговоренного. И так далее. Многие компании-подрядчики сами предоставят достаточно проработанную документацию. Крайне внимательно и щепетильно изучайте чужие договора. Если Вам непонятна терминология – требуйте детального разъяснения. Если вы работаете по своему Договору – всегда очень серьезно задумывайтесь, если Ваши партнеры отказываются подписать некоторые пункты.
Ваша подпись – это очень важно. Подпись может значить гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Никогда не подписывайте то, в чем у Вас нет 100% уверенности.
«Я это подпишу, но вы мне обещаете, что в тираже это получится ярче?»
«Подпишите эту распечатку; а цвет вот здесь, штрих-коды и ТУ мы потом поменяем» – знакома ситуация? Всегда считайте что: 1) не получится; 2) забудут поменять. Но не забудут в случае чего предьявить подписанный Вами образец. Подпись означает: «утверждаю, со всем согласен». В крайнем случае – подписывайте с оговоркой, например «при условии…». И не забывайте требовать подписи от всех ответственных людей. Подпись всегда с легкостью позволит найти «кто за это заплатит».
Внимательность. 90% всех проблем и огромных материальных убытков при изготовлении упаковки и этикетки происходит по причине невнимательности ответственных лиц. Одна неправильная цифра может превратить тираж в тонны макулатуры. Примеры: ответственный сотрудник компании Х не заметил, что штрих-код в макете упаковки для скоропортящегося продукта отличается от правильного и подписал многотысячный тираж в печать. Продукт расфасовали и отправили в сети… Дизайнер Y случайно включил галочку «overprint» для белого текста ТУ, а корректор не заметил исчезновения надписи на распечатках, что обнаружилось Заказчиком лишь в тираже… Бренд-менеджер Z случайно указал не те номера красок по каталогу «Pantone» в спецификации: оплошность была замечена только на приладке печати… Таких примеров множество, и всех печальных последствий можно было бы избежать, не поленись люди лишний раз внимательно проверить документ. Исходя из опыта, считаю нужным повторить: будьте ВНИМАТЕЛЬНЫ, пожалуйста.
Контроль. Убытки можно значительно снизить (в то и вообще избежать их), если проблема будет найдена на этапе возникновения. С каждой последующей стадией производства стоимость ошибки возрастает, часто в разы. Рассмотрим упрощенный пример цепочки для картонной упаковки: дизайн – допечатная подготовка – вывод форм – печать – тиснение – высечка – фальцовка-склейка – отгрузка – упаковка продукции – отгрузка в сети. Допустим, ошибка была допущена на этапе дизайна. При своевременном обнаружении ее исправление будет практически бесплатным; на этапе печати это выльется в серьезные деньги; на этапе высечки – составит большую часть стоимости тиража. Поэтому необходимо контролировать все ключевые этапы производства.
Рассмотрим основные этапы производства, на некоторых остановимся подробнее.
ДИЗАЙН. Я не буду здесь говорить об эстетической ценности, маркетинговых просчетах и семантических ошибках в дизайне этикетки и упаковки – это тема отдельной статьи. Первое правило хорошего дизайна: правильная постановка задачи дизайнерам. Не забудьте изначально оговорить в Брифе предполагаемую технологию изготовления и все возможные ограничения. К примеру, когда количество красок приходится в авральном режиме сокращать с 8-ми до 5-ти – результат может разочаровать. Второе правило: старайтесь изначально давать дизайнерам предельно корректные размеры и проверенные технические надписи. В 80% дизайнов этикетки/упаковки 30% времени разработки уходит на поиск креативной идеи, а 70% – на доработку и переработку текстов, штрих-кодов, значков и мелочей. Вставляя в этикетку «в последний момент» окончательные надписи, Вы рискуете потерять время и деньги на исправление ошибок «в тираже».
Не скупитесь не корректора. Всегда тщательно проверяйте все размеры, надписи, значки и штрих-коды в дизайне. Вы знаете, какими они должны быть, дизайнеры – не знают; поэтому никогда не надейтесь на дизайнеров в этом отношении. Третье правило: промежуточные дизайны можете утверждать «на экране»; окончательные – только по цветопробе и в собранном виде, в масштабе 1:1. Некоторые ошибки становятся заметны только в «собранном» изделии, в особенности это касается картонных упаковок и термоусадочной этикетки. Отдельно проверьте, испытайте, утвердите и согласуйте со своими технологами прототип картонной упаковки, изготовленный из тиражного материала. Этикетку всегда оценивайте только на бутылке (флаконе, банке). С первых же эскизов дизайна требуйте указывать количество используемых красок (а также, при наличии, тиснение, конгрев и т.п.). Перед тем, как окончательно утвердить дизайн, покажите его технологам изготовителя упаковки / этикетки.
ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА. Грамотный специалист по допечатной подготовке может спасти некачественный дизайн; неграмотный – может испортить даже очень хороший дизайн. Первое правило: передавайте в печать файлы, точно соответствующие требованиям типографии. Если Вам говорят о несоответствии – возвратите дизайнерам для доработки. Второе правило: специалисты по допечатной подготовке – НЕ ДИЗАЙНЕРЫ. Не полагайтесь на их вкус; только на их знание технологии. Иногда Вашим файлам требуется доработка согласно технологии – отсюда третье правило: всегда внимательно проверяйте и подписывайте распечатки из файлов, подготовленных к печати (вас могут ждать сюрпризы). Времени это займет немного, а лишним не будет, поверьте. Если есть возможность – стоит изготовить и подписать цветопробу на типографии; там будут учтены особенности печати.
Если Вы заказываете термоусадочную этикетку, перед тиражом всегда требуйте термоусаженный на Ваш флакон образец, чтобы убедиться в правильности внесенных искажений. Четвертое, очень важное правило: всегда требуйте файлы, подготовленные к печати. Запишите их на два диска и храните в надежном месте. Повторяю, храните резервные копии своих файлов; причем так, чтобы Вы в любой момент легко могли найти их.
ПЕЧАТЬ ТИРАЖА. Первое правило: присутствуйте на печати своего тиража. Неважно, первая это печать или повторная. Это позволит Вам вовремя остановить катастрофу в виде печати не тех макетов, не теми красками, не на том материале; а также даст еще один шанс обнаружить неточности и ошибки в дизайне и текстах. А некоторые моменты можно улучшить регулировкой параметров печати. Второе правило: подписывайте эталонный лист / образец. Если Вам кажется, что что-то не так – не подписывайте. Останавливайте печать, требуйте корректировки. Лучше потерять несколько часов и, возможно, пару сотен долларов на доработку, чем несколько дней и много тысяч – на переделку всей партии упаковки. Подписывайте две копии эталонного листа / образца; вторую заберите с собой и храните до успешной приемки тиража (на всякий случай).
Что делать, если Вам кажется, что основной цвет неправильный, а печатнику – что правильный? На помощь приходит эталонный образец печати (или, например, каталог Pantone) и спектрофотометр, имеющийся в любой порядочной типографии, с помощью которого можно сравнить разницу между цветами. Она выражается значением dE (дельта Е). Принято считать, что при значениях dE < 4 цвета считатся одинаковыми, если иное не оговорено в Договоре (некоторые типографии могут считать нормой dE < 6, к примеру).
ПОСТПЕЧАТНАЯ ОБРАБОТКА. Если Вы ваша этикетка / упаковка требует дополнительной постпечатной обработки – высечки, тиснения, конгрева, выборочной лакировки и т.п. – и вы заказали первый тираж, уместным будет контроль этой стадии и утверждение образца. В случае чего, проще и дешевле переделать клише, чем тираж.